Адаптация первоклассников: как подготовить ребенка к 1 классу

Опубликовано: 08.05.2024
Время чтения: 5 мин
В этой статье:

Линейка, первый учитель, знакомство с новыми друзьями – эти трогательные моменты запоминаются на всю жизнь. Но вместе с яркими позитивными впечатлениями каждый первоклассник испытывает сильный стресс от начала обучения в школе: ему приходится привыкать к новой обстановке и коллективу, запоминать незнакомые правила, ежедневно обрабатывать много учебной информации. Рассказываем, как помочь ребенку влиться в школьные будни и пройти адаптацию к обучению без проблем.

Почему ребенок не хочет идти в школу

Первая радость от начала учебы может быстро смениться негативным настроем. В этом случае ребенок становится раздражительным, замкнутым, жалуется на недомогание, растягивает утренние сборы или напрямую отказывается идти в школу. Может показаться, что он просто капризничает, но на самом деле так проходит детская адаптация, и эти признаки говорят о том, что малышу нужна помощь. 

С началом обучения на первоклассника наваливается большая ответственность и огромное количество незнакомых задач. Даже малышам, которые с удовольствием ходили в детский садик, сложно быстро привыкнуть к новым условиям – в детском саду не было такой жесткой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, а в середине дня можно было поспать.

Роль первоклассника подразумевает новые обязанности, правила и задачи:

  • ограничены подвижные игры в школе – больше нельзя встать и побегать, когда вздумается;
  • нужно спокойно сидеть за партой 45 минут и удерживать внимание на учебном процессе;
  • чтобы выйти в туалет, приходится сначала отпроситься у учителя;
  • нельзя выбрать любимую одежду, надо носить школьную форму;
  • нужно находить общий язык с учителем и налаживать отношения с одноклассниками;
  • поменялся распорядок дня.

Для многих детей в возрасте 6–7 лет такая психоэмоциональная нагрузка непосильна и вызывает серьезный стресс. От успешной адаптации зависит дальнейшее отношение детей к школе и желание учиться, поэтому важно не игнорировать тревожные симптомы и постараться помочь ребенку справиться со сложным этапом жизни.

Этапы адаптации и их продолжительность

Есть два компонента адаптации первоклассника к школе:

  • физиологический – малыш привыкает к новому распорядку дня и возросшим нагрузкам;
  • психологический – знакомство с классом, выстраивание отношений ребенка с учителем, оценка собственных сил и возможностей.

Процесс адаптации протекает в 3 этапа1.

  1. Ориентировочный: самый сложный этап. Первоклассник присматривается к незнакомой обстановке, изучает нормы поведения и границы дозволенного, углубляет знакомство с классом. Этот этап психологи называют «физиологической бурей», так как все системы организма работают в напряжении и нужно много ресурсов, чтобы подстроиться под сильные изменения в жизни. Поэтому начальный период адаптации часто сопровождается повышенной утомляемостью, ребенок становится медлительным, склонным к капризам и раздражительности. Возможны головные боли и ослабление иммунитета. Некоторые дети снова возвращаются к дневному сну, так как организму требуется много отдыха. Примерный срок адаптации на начальном этапе в норме составляет в среднем 2–3 недели.
  2. Неустойчивое приспособление: ребенок начинает справляться с возросшей нагрузкой, организм постепенно привыкает к новым условиям, но ему все еще требуются большие энергозатраты. Ребенок уже знает правила и старается их соблюдать, выстраивает конкретные схемы поведения. Длительность этапа – 2–3 недели.
  3. Относительно устойчивое приспособление: организм научился реагировать на нагрузку и работает в меньшем напряжении. Учеба, коллектив и новый режим дня становятся чем-то привычным. Резервы организма не расходуются до истощения, ребенок начинает активно осваивать школьную программу, модели поведения стабилизируются. Длительность этого этапа составляет от 5–6 недель до года.

Длительность адаптации ребенка в классе зависит от разных причин, таких как:

  • характер ребенка;
  • объем нагрузки в школе;
  • обстановка в коллективе;
  • профессионализм учителя;
  • психологическая стабильность школьника;
  • атмосфера в семье;
  • наличие сторонних факторов, которые провоцируют стресс;
  • готовность ребенка к школе.

Обстановка в семье – один из ключевых факторов, влияющих на стрессоустойчивость и длительность адаптации детей этого возраста. Комфортная и дружелюбная атмосфера дома, поддержка родителей помогают проходить все этапы легче и быстрее.

Как помочь ребенку адаптироваться к 1 классу

Ошибки на этапе адаптации могут привести к негативным последствиям – развитию комплексов, плохой успеваемости, низкой самооценке. Поэтому задача взрослых – заранее выяснить, как психологически подготовить ребенка к школе, и помочь малышу привыкнуть к новой для него роли. Вот несколько советов, которые помогут легче адаптироваться к новым условиям.

Поддерживайте ребенка

Иногда родители ожидают или даже требуют от первоклашек быстрой подстройки под новые условия, приводя аргументы в духе «Ты уже взрослый! В школу ходишь!». Однако, несмотря на то, что формально ребенок уже действительно школьник, он все еще маленький и нуждается в поддержке и заботе. Ему важно знать, что родители в любом случае придут к нему на помощь и поддержат в сложной ситуации. Расскажите ребенку, что ошибаться – это нормально, и что вы всегда будете на его стороне. Отмечайте успехи и выделяйте сильные стороны, давайте советы по налаживанию отношений ребенка с одноклассниками. 

Контролировать свои эмоции

Первый класс – стресс не только для ребенка, но и для родителей. Но не нужно проецировать свои переживания на ребенка. Научитесь контролировать эмоции и не срываться на малыша. Для первоклассника дом должен быть «местом силы», где он может отвлечься от школы, расслабиться, отдохнуть и получить заряд сил на новый день. 

Есть и другие причины, почему родителям важно уметь стабилизировать свое эмоциональное состояние. Развитый самоконтроль – один из ключевых факторов доверительных отношений с ребенком, а заодно – хороший пример приемлемого социального поведения. 

Следите за здоровьем и режимом дня ребенка

Школьная адаптация пройдет легче, если первоклассник живет по привычному режиму. Новые привычки закрепляются в среднем за 21 день, поэтому лучше начать настраивать график сна, прогулок и питания заранее – за 3–4 недели до начала учебного года. Приучите ребенка ложиться спать и просыпаться в одно время, при этом спать в норме нужно 10–11 часов2

Покажите малышу, что он способен планировать свое время. Составьте вместе расписание дня, расскажите про основы тайм-менеджмента, научите пользоваться таймером – сначала можно проводить тренировки на коротких занятиях вроде чистки зубов. 

Следите, чтобы первоклассник не переутомлялся и достаточно отдыхал – у него должно оставаться время на игры. Старайтесь чаще гулять на свежем воздухе, ограничьте использование гаджетов, особенно перед сном. 

Еще один важный компонент – здоровое питание. Пища должна быть разнообразной и максимально полезной: готовьте больше овощных блюд, следите, чтобы дома всегда были фрукты. Обязателен завтрак перед школой. Выбирайте питательные продукты – каши, тост с маслом или медом, сыр, творог. Дома ребенка всегда должен ждать обед: дети активно растут и тратят много энергии в школе.

Проявляйте интерес

Интересуйтесь школьной жизнью, внимательно слушайте, обсуждайте переживания и впечатления. Находите время на разговоры «по душам» и не забывайте: то, что вам кажется незначительным, для ребенка может быть самым важным событием за день. Задавайте вопросы не только об успеваемости – будьте в курсе всех событий. Направляйте беседу, расспрашивайте о мелочах: что интересного сказал учитель, вкусным ли был школьный обед, с кем удалось пообщаться на перемене.

Помогайте ребенку

Пока новоиспеченный ученик не научится делать все самостоятельно, ему будет требоваться помощь. Ненавязчиво напоминайте, что нужно подготовить поделку на конкурс, покажите, как грамотно собрать рюкзак, контролируйте усвоение школьного материала. 

Как облегчить адаптацию ребенка к школе

Рекомендации родителям будущих первоклассников, которые помогут пройти адаптацию без серьезных трудностей:

  • чаще хвалите ребенка, не ругайте за промахи в начале пути;
  • не сравнивайте его успехи в учебе с достижениями других детей – это подрывает самооценку;
  • не игнорируйте жалобы на плохое самочувствие, особенно в первые 3–4 недели учебы;
  • не предъявляйте слишком высоких требований;
  • откажитесь в первые месяцы от дополнительных кружков и секций – в период адаптации первокласснику нужно больше свободного времени на отдых;
  • прислушивайтесь к замечаниям учителя и спокойно обсуждайте их с ребенком.

Поступление в первый класс – это большие изменения в жизни ребенка и огромная нагрузка на нервную систему. Поэтому адаптация к школе – одна из самых серьезных стрессовых ситуаций для ребенка: новые люди, непривычная обстановка, большой объем заданий. Как помочь ребенку в адаптации к школьным будням? В такой ситуации организму детей нужна поддержка. Оказать ее может противотревожный препарат Тенотен детский. Активный компонент этого лекарственного средства действует в нескольких направлениях:

  • нормализует процессы возбуждения в головном мозге, тем самым помогая справиться с эмоциями и сконцентрироваться;
  • помогает лучше обрабатывать, запоминать и усваивать новую информацию;
  • усиливает переносимость психоэмоциональных нагрузок и помогает ребенку легче перенести особенности адаптации.

Тенотен детский не вызывает сонливости и заторможенности. Таблетки для рассасывания держат во рту до полного растворения или размешивают в небольшом количестве кипяченой воды комнатной температуры. Подробная схема по приему лекарства описана в инструкции по применению. Рекомендуется курсовой прием препарата.

Список литературы:

  1. Капустина И. М., Игнатович С. С. К вопросу о социально-психологической адаптации первоклассников. Педагогика: история, перспективы. №3. 2022.
  2. Полуэктов M.Г., Пчелина П.В. Сон у детей: от физиологии к патологии. МС. №9. 2017.