Агрессор или лидер? Как разобраться

Жалобы, жалобы, жалобы. В детском саду ваш малыш непременно хотел быть заводилой во всех играх, а если кто-то противился его решениям, то он пускал в ход кулаки. В школе ситуация повторилась: ребенок фонтанирует идеями, а вам опять рассказывают, что он кого-то толкнул, кого-то пихнул, кого-то ударил. Агрессор? Или лидер, не умеющий идти на контакт, находить компромисс?


Назад к статьям

Детская, подростковая агрессия – одна из самых больных точек современного общества. Множество психологов, врачей, ученых бьются над этой проблемой ежедневно, пытаясь найти причины этого явления и средства борьбы с ним. В научных статьях пишут про «гены агрессии», про специфическое сочетание хромосом, про влияние кинематографа, игровой индустрии. Но универсального ответа на вопрос «что делать с агрессивным ребенком?» по-прежнему нет. И если вы столкнулись с ситуацией, в которой вашего малыша обвиняют в агрессии по отношению к другим детям, то придется разбираться во всем с самого начала.


Прежде всего нужно понять, с каким из видов детской агрессии вы столкнулись:

  • ребенок использует агрессию в качестве защитного механизма, «вспыхивает» по поводу и без; малышу может только показаться, что кто-то или что-то ему угрожает, и он сразу переходит в истерическое состояние, которое сопровождается проявлением насилия;
  • ребенок по натуре лидер, ему нравится придумывать игры и руководить, но он не в состоянии вступить в диалог, если кому-то не нравится его придумка; вместо общения он и «включает» агрессию, использует физическую силу как простой и эффективный способ добиться желаемого.

Первый случай, конечно, является тяжелым, для разрешения ситуации может потребоваться помощь квалифицированных психологов. Второй случай менее деструктивен, однако тоже потребует от родителей серьезных усилий. Самое главное: оба эти варианта говорят о том, что в воспитании ребенка были важные упущения.

Любая агрессия – это реакция на неправильность ситуации. Когда ребенку было три года, он требовал, чтобы мама дала ему поиграть, например, свой мобильный телефон. Не получив желаемого, ребенок проявил агрессию и ударил маму по руке. Мама не придала этому значению, а у малыша начал складываться поведенческий стереотип: когда что-то не так, как хочется, можно и нужно задействовать физическую силу. И потом на детской площадке, когда дети не хотели играть по его правилам, он действовал по тому же принципу.

Ребенок должен с малых лет учиться коммуникации с другими людьми. Родители должны постепенно, терпеливо объяснять ему правила общения с окружающими, рассказывать, что можно себе позволять, а что нельзя. Причем нельзя не из-за детского страха получить сдачи или быть наказанным, это тупиковый путь.

Хорошо, когда взрослые могут проиграть с ребенком дома ту или иную конфликтную ситуацию, чтобы малыш увидел, как можно себя вести, что говорить, каким образом действовать. Желательно ограничивать просмотр телевизора, особенно жестоких взрослых фильмов, которые также способствуют развитию определенной модели взаимоотношений. Стоит исключить особо кровавые компьютерные игры, они не содействуют органичному развитию психики ребенка. Очень полезно будет воспользоваться препаратом Тенотен детский. Он разработан специально для детей, не вызывает привыкания, успокаивает нервную систему ребенка. При этом Тенотен детский не вызывает сонливости, улучшает память, способствует концентрации внимания, что, несомненно, важно для школьника.