Беспокойный ребенок – это хорошо или плохо?

Активность и энергичность – это те качества, которые помогают ребенку быстрее познавать окружающий мир и гармонично развиваться. Но если он не может ни на чем сосредоточиться, часто бросает едва начатые дела и отличается повышенной импульсивностью, родители начинают беспокоиться. Причиной названных проблем может быть синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью (СДВГ).


Назад к статьям

Симптомы СДВГ

Нарушения внимания

У детей с СДВГ симптомы нарушенного внимания являются самыми яркими. Беспокойный и импульсивный ребенок с СДВГ, в отличие от просто непоседливого или темпераментного малыша, испытывает явные трудности с концентрацией внимания. Чтобы сосредоточиться, сделать домашнее задание или дослушать учителя в конце урока, ему требуется очень много усилий. Ребенок может забыть о том, что хотел сказать, и легко переключается с одной мысли на другую. Взрослым часто кажется, что такие дети их не слушают, однако причина здесь не в дурном характере или воспитании, а в неумении малыша сосредоточиться на том, о чем идет речь.

Излишняя подвижность

Гиперактивный ребенок с большим трудом выдерживает стандартный школьный урок. Таким детям уже через 10-15 минут хочется встать из-за парты, побегать, поиграть в любимую игру. Именно поэтому они с трудом сидят спокойно, часто вертятся и разговаривают на уроке, что обычно становится поводом для жалоб педагогов и плохих оценок по поведению, а иногда и по предмету.

Импульсивность

У ребенка с СДВГ симптомы могут проявляться и в том, что малыш зачастую начинает перебивать взрослых и сверстников, выкрикивать ответы с места на уроке, отвечать на вопрос, не дослушав его. Для таких детей любое ожидание непереносимо. Они могут внезапно менять тему разговора, неспособны внимательно слушать других и понимать детали повествования. Все это значительно затрудняет усвоение социальных норм и правил поведения в различных ситуациях.

коррекция СДВГ у беспокойных детей

Способы профилактики и коррекции СДВГ

Коррекция двигательной активности

Непоседливым и излишне активным детям не рекомендуют участвовать в соревнованиях, показательных выступлениях и играх с выраженным эмоциональным компонентом. Виды спорта, предполагающие статическую нагрузку (например, троеборье, силовые упражнения), также являются не лучшим вариантом. Коррекция СДВГ у детей предполагает общеоздоравливающие упражнения в виде равномерного тренинга: пеший или водный туризм, бег трусцой, плавание, катание на велосипеде или лыжах. Умеренные физические нагрузки позволяют повысить у ребенка моторный контроль и уменьшить число непредсказуемых проявлений активности.

Психолого-педагогическая коррекция

Для профилактики и коррекции СДВГ очень важно изменить отношение к ребенку в школе и семье. Если он страдает эмоциональными нарушениями, рекомендуется использовать методики, которые помогают справиться с повышенной тревожностью, развивают навыки общения. Гиперактивным детям очень важно преодолеть неуверенность в себе, поэтому приемы психолого-педагогической коррекции обязательно включают моделирование ситуаций успеха. Беспокойный малыш должен посещать занятия, развивающие речь и мышление. Коррекция СДВГ будет намного эффективнее, если воспользоваться помощью школьного психолога, логопеда и других врачей-специалистов.

Семейная психотерапия

СДВГ не только вызывает проблемы в развитии и общении у ребенка, но и сказывается на здоровье членов его семьи. Чаще других страдает мама, ведь именно она обычно проводит с малышом больше всего времени. Для матерей гиперактивных детей характерны излишняя раздражительность и импульсивность, беспокойный и вспыльчивый характер. Доказано, что 18-20% женщин, входящих в эту группу, страдают депрессиями. При этом матери обычных детей подвержены психоэмоциональным расстройствам только в 4-6% случаев. Чтобы мама гиперактивного малыша снова почувствовала себя жизнерадостной и полной сил, рекомендуется пройти курс семейной или индивидуальной психотерапии.

Поведенческая психотерапия

Для профилактики и коррекции СДВГ в домашних условиях важно изменить модель взаимодействия взрослого и ребенка. Родители должны подавать пример спокойного поведения, допускать как можно меньше ссор, стараться построить доверительные отношения, как можно реже говорить малышу «нет», Обстановка в семье должна быть максимально комфортной и доброжелательной. Большие результаты может принести частый совместный отдых с детьми, внимательное отношение к их потребностям. Вознаграждение и поддержка – это самые эффективные методы взаимодействия с гиперактивными детьми. Они почти не реагируют на отрицательные стимулы – наказания, выговоры, запреты. Однако такие малыши легко отвечают на поощрение и похвалу.

Советы родителям беспокойного ребенка

Развивайте у ребенка ответственность и самоконтроль

Поручите малышу несложные домашние дела, которые нужно выполнять каждый день (кормить домашнее животное, ходить за хлебом, мыть обувь и т.п.). Даже если он забыл о чем-то, не нужно делать это за него. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать в нем успехи за день – как дома, так и в школе. За каждый хороший поступок должно быть соответствующее вознаграждение. Выполнение мелких заданий отмечайте «звездочками» или баллами, накопив определенное количество которых, малыш сможет получить долгожданную игрушку, сладости или другое ощутимое поощрение.

Следуйте строгому распорядку дня

Дома должен быть организован строгий распорядок дня. Приучайте малыша кушать, играть, выполнять домашние задания и ложиться спать в одно и то же время. Не разрешайте ему проводить много времени перед компьютером и телевизором. Это особенно важно, так как переутомление и перевозбуждение у детей с СДВГ резко ухудшают самоконтроль и повышают двигательную активность. Соблюдение режима должно поощряться так же, как и выполнение домашних дел или поручений.

Установите рамки поведения для ребенка

Определите для малыша четкие границы и рамки поведения. Он должен точно знать, что можно делать, а что нельзя. Гиперактивные дети должны учиться самостоятельно справляться с трудностями, характерными для их возраста. И требования к ним не должны быть ниже, чем к обычным малышам и подросткам. При этом важно не навязывать жестких правил и не отдавать указания в форме приказов. Такие меры допустимы только в ситуациях, касающихся здоровья и безопасности малыша. В других случаях родители должны проявлять гибкость и уметь найти компромисс.

Развивайте у ребенка познавательный интерес

Развивайте у малыша интерес к одному или нескольким занятиям. Ему очень важно ощущать себя успешным, компетентным и умелым в какой-либо сфере. Родители должны помочь найти такие занятия, которые помогали бы детям с СДВГ развивать уверенность в себе. Если беспокойный малыш учится с трудом, не нужно требовать от него отличной успеваемости по всем предметам. Достаточно хороших отметок по 2 или 3 основным дисциплинам.

Препарат Тенотен Детский эффективен и безопасен при лечении детей с СДВГ.