Большие тревоги маленьких детей

У доски неуверенный в себе первоклашка теряет дар речи, а на перемене горько оплакивает каждую неудачу. Как поддержать ребенка и помочь ему справиться с тревогами?


Назад к статьям

Малыши бывают разные: одни смело лезут в любую лужу, а другие боятся продавца мороженого и воздушных шаров. Одни активно завоевывают мир, а другие обустраивают свой уютный уголок. А есть такие дети, для которых любой самостоятельный шажок — это огромное дело! Причем настолько опасное и непредсказуемое, что лучше за него даже не браться. Эти ребята боятся не только злого бабайки, но и любого взрослого, с опаской встречают новое, не доверяют даже себе и вообще не ждут от мира ничего хорошего.

Психологи связывают такое детское поведение с высоким уровнем тревожности. Ситуативная тревога возникает как ответ на травмирующие ситуации, которые были в прошлом. А базовая тревога является одной из черт личности, приобретенных еще в младенчестве.

Ситуативную тревогу могут вызвать самые разные явления и события. Для детей с устойчивой нервной системой травмирующими ситуациями могут быть: развод родителей, переезд, тяжелая болезнь или другие изменения (даже такие радостные, как рождение братика или сестрички). Пошатнуть доверие к миру у малышей с неустойчивой нервной системой может даже мелочь, если эта мелочь была для ребенка важна. Внезапное изменение планов, перестановка мебели, новая кофта вместо любимой водолазки — любое из этих событий может вызвать у ребенка большую тревогу.

Наличие базовой тревоги означает, что ребенку трудно положиться на мир, довериться обстоятельствам и ожидать чего-то хорошего. Такой малыш очень ценит постоянство, предсказуемость и возможность контролировать свою жизнь. Тревожный ребенок не уверен в себе, боится совершить ошибку и попробовать что-то новое, с трудом выполняет задания в ситуации дефицита времени, например, когда нужно решить задачку быстрее всех. Особенно трудно приходится такому ребенку в начальной школе, где необходимо в одночасье поменять образ жизни, привычки, научиться действовать по новым правилам и познакомиться с огромным количеством новых людей. Поэтому в школе тревожность становится серьезным препятствием для адаптации детей и успешной учебы. А если малыш еще и предъявляет к себе повышенные требования (например, учиться только на «пять» и радовать маму), то первые неудачи в школе становятся настоящей трагедией!

Для улучшения самочувствия тревожного ребенка требуется длительная психологическая работа со всей семьей. Однако жизнь диктует свои правила, и ребенок-первоклашка успеет возненавидеть школу, пока эта работа даст свои первые результаты. Поэтому для коррекции тревожности специалисты рекомендуют комплексный подход: кроме занятий с психологом очень полезны соблюдение режима дня, спортивные занятия для снятия эмоциональной нагрузки и прием детских успокаивающих препаратов, например, «Тенотена детского». Этот препарат не вызывает сонливости и заторможенности у ребенка, улучшает память и внимание, и, следовательно, помогает ему учиться! И это прекрасно — учиться без тревог и страхов, волнений и неуверенности в себе!