Делаем уроки вместе. Или нет?


Назад к статьям

Домашняя работа – это элемент школьной жизни, который с первого класса и на долгие годы прочно входит в ежедневный график ученика. Со временем задания становятся объемнее и требуют все больше умственных усилий и временных затрат. Поэтому важно с самого начала сформировать у ребенка правильное отношение к домашней работе, выработать грамотный подход.


Попробуем обозначить основные моменты, которые могут в этом помочь

Рабочее время

Ребенок не должен садиться за уроки сразу, как только вернулся из школы. Ему требуется время, чтобы переварить впечатления дня, поделиться ими с родителями, просто отдохнуть. Идеальным временем для домашней работы считается период с 15 до 18 часов.

Рабочее место

Желательно, чтобы в течение первых школьных лет ребенок делал домашнюю работу в одном и том же месте, за одним и тем же столом. Таким образом у него создается «момент переключения»: если я сел за стол, то я сел работать, а не развлекаться. Поначалу родители сами должны следить за тем, чтобы все «инструменты» на этом столе были в порядке: канцелярские принадлежности, тетради и черновики, необходимые книги и учебники. Но постепенно эту роль берет на себя ученик. В какой-то момент можно начать просить ребенка проверить, все ли в порядке, всего ли хватает. Такие приготовления нужны, чтобы не отвлекаться во время работы.

Рабочая атмосфера

Когда школьник (особенно младший школьник) выполняет домашнее задание, все возможные внешние отвлекающие факторы должны быть исключены. Работающий телевизор, включенное радио, разговаривающие по телефону родственники – все это будет мешать ребенку, он не сможет сосредоточиться.

Порядок работы

Оптимальным вариантом выполнения уроков дома считается путь от простого к сложному. Но лучше все же ориентироваться на возможности и пожелания самого ребенка. Если психологически ему проще сразу разобраться с самым трудным заданием, не надо его переучивать. Важным моментом в домашней работе является возможность делать перерывы. А для младших школьников это еще и необходимость, поскольку им тяжело долго концентрироваться на одном деле.

Место и роль родителей

Вот мы и подошли к центральному вопросу этой статьи. И ответом будет твердое «нет». Мамы и папы не должны делать уроки вместе с ребенком, если это означает все время сидеть рядом с ним, заглядывая ему в тетрадь, контролировать, как он выписывает каждую букву и цифру, ругать ученика за допущенные ошибки. Когда первоклассник выполняет домашнее задание, у родителей должны быть две функции: первая – контролирующая. Но контролирующая – не значит надзирающая. Нужно просто присматривать за ребенком, чтобы он не отвлекался надолго от работы, не затягивал умышленно перерывы. Вторая функция – «скорая помощь». Малыш должен знать, что если у него что-то не получается, он чего-то не понимает, то мама или папа всегда будут рядом, чтобы поддержать его. Но, помогая ребенку делать уроки, родители не должны делать их за него. Наводящие вопросы, поясняющие картинки, дополнительное проговаривание правил – вот что требуется от взрослых, а не готовое решение. Родители должны быть рядом, наблюдая, но не навязываясь. Ведь ребенку очень важно ощутить радость от самостоятельно решенной задачи.