Детское любопытство – в шаге от неприятностей


Назад к статьям

Некоторые мамы и папы не одобряют бесконечный поток вопросов «зачем» и «почему» от своих детей. Иногда они банально не знают ответа на вопрос и отделываются стандартной фразой: «вырастешь – узнаешь». Иногда они предпочитают дозировать новую информацию, отвечая на 3–5 вопросов подряд и отказываясь слушать ребенка дальше. Иногда они просто забывают, что для малыша в этом мире не все так очевидно, как для них.

Представим такую картину: взрослый, самостоятельный, уверенный в себе человек средних лет вдруг каким-то образом попал в неведомый ему мир. Небо не голубое, а фиолетовое, трава не зеленая, а оранжевая, над головой не одно солнце, а сразу шесть. Какой вопрос первым делом возникнет у него в голове? Конечно же: «Почему все так?!» И в этот момент взрослый человек мало чем будет отличаться от ребенка, которого родители первый раз вывели на улицу.

Детское любопытство начинает проявляться еще в младенческом возрасте. Малыш, не умеющий разговаривать, трогает все, до чего может дотянуться. Проверяет, каковы предметы на ощупь, запоминает запах, вкус. Ему необходимо понять, оторвется ли пуговица на рубашке у папы, если за нее потянуть. Что будет, если дернуть бусы у мамы на шее. Какая будет реакция, если ударить бабушку по руке. Так он познает мир, другого способа он пока не знает. Как только ребенок начинает активно двигаться – ползать, ходить – площадка для испытаний увеличивается, увеличивается и количество неприятностей, которые могут подстерегать малыша, если родители заранее не подумали о его безопасности. Передвигаясь по дому, ребенок может выяснить, что огонь обжигает, дверью можно прищемить пальцы, а падать больно. Поэтому взрослые должны помогать малышу удовлетворять любопытство, всячески оберегая при этом его от опасностей.

Проявляя постоянный интерес к окружающим людям и предметам, ребенок познает мир. И начинается это задолго до того, как он произносит первое слово.

С возрастом у ребенка появляется еще одна возможность узнавать новое об окружающем мире – язык. Он начинает задавать вопросы. И родители не имеют права игнорировать эти вопросы или смеяться над ними. Во-первых, удовлетворенное детское любопытство помогает впоследствии сформироваться любознательности. Во-вторых, неудовлетворенное детское любопытство ведет к тому, что ребенок все равно будет искать ответы, но уже в другом месте. А там – и подорванное доверие к родителям, и информация из непроверенных, а то и просто нежелательных источников.

Малыш, который вместо ответов на свои вполне естественные вопросы постоянно слышит отговорки – «маленький еще такое знать», или даже окрики и запреты – «не твоего ума дело», «об этом даже спрашивать не смей», с большой долей вероятности будет расти замкнутым и неразговорчивым ребенком. Ему будет трудно налаживать контакт с другими детьми, что приведет к положению изгоя в детском коллективе.

Поэтому очень важно разговаривать с ребенком, стараться отвечать на все его вопросы, в каком бы количестве он их ни задавал. На сложные вопросы нужно стараться давать простые ответы, которые малыш в состоянии понять и успокоиться на данном этапе своего развития. Если же у мамы или папы нет ответа, не надо отталкивать из-за этого ребенка. Лучше честно признаться в незнании и попробовать найти ответ вместе – в Интернете или в справочной литературе.