Дисграфия у детей

Если ваш ребенок не может написать без ошибок простое предложение, не спешите обвинять его в лени и незнании простейших грамматических правил. Причиной может быть дисграфия – недуг, который по разным статистическим данным встречается примерно у 12–20% детей. Задача родителей и учителей – выявить проблему, определить причины дисграфии у детей и помочь справиться с ней, что вполне реально при правильном подходе.


Назад к статьям

Дисграфия у детей

Дисграфия - это стойкое, не связанное с задержкой интеллектуального развития нарушение письма, вызванное расстройствами психических функций, в частности несформированной лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.

задания для детей с дисграфией
Ребенок с дисграфией часто путает написание простых слов

О дисграфии можно говорить, если ребенок во время письма постоянно допускает фонетические ошибки, например, путает написание букв «з» и «с», «п» и «б» («глас» вместо «глаз», «дубло» вместо «дупло»). О такой проблеме также свидетельствует факт, когда ошибки допускаются в словах, написание которых не должно вызывать никаких сомнений – ребенок с дисграфией часто пропускает и меняет местами буквы и слоги, путает окончания и т.д. Чтобы распознать проблему и понять, что делать – подтянуть орфографию или начать лечение дисграфии у детей, необходимо обратиться к логопеду.О дисграфии можно говорить, если ребенок во время письма постоянно допускает фонетические ошибки, например, путает написание букв «з» и «с», «п» и «б» («глас» вместо «глаз», «дубло» вместо «дупло»). О такой проблеме также свидетельствует факт, когда ошибки допускаются в словах, написание которых не должно вызывать никаких сомнений – ребенок с дисграфией часто пропускает и меняет местами буквы и слоги, путает окончания и т.д. Чтобы распознать проблему и понять, что делать – подтянуть орфографию или начать лечение дисграфии у детей, необходимо обратиться к логопеду.

Формы и признаки дисграфии у детей

Специалисты в зависимости от типа нарушения письма различают 5 основных видов дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия. Страдающие данной формой дисграфии дети неверно произносят отдельные звуки (например, путают «р» и «л»), при этом ребёнок закрепляет свои речевые ошибки на письме. В данной ситуации, если ребёнок сталкивается с буквой, которую не может правильно произнести, она заменяется на другую или вообще пропускается. К примеру, столкнувшись со словом «коршун», ребёнок с данным видом дисграфии может заменить её на «колшун» или «кошун».
  • Акустическая дисграфия. Такая форма дисграфии, как акустическая, проявляется в том, что дети путают буквы, которые обозначают похожие по произношению звуки. Наиболее часто ребёнок сталкивается с трудностями в различении пар звонких и глухих наряду с шипящими свистящими звуками, например, б-п, в-ф, д-т, ж-з, с-ш.
  • Нарушение языкового анализа и синтеза. Страдающие данной формой дисграфии дети могут смешивать в одном слове слоги из разных слов (например,вместо слова «крабовые палочки» использовать «крабочки») или писать приставку отдельно от слова, а предлог – слитно («раз деться», «влесу»), а также не дописывать окончания.
  • Аграмматическая дисграфия. При данной форме дисграфии детям свойственно непонимание основ грамматики. Так, например, они могут не согласовывать слова в роде, числе и падеже (например, «лесной белка», «Маша убежал» и т.д.).
  • Оптическая дисграфия. Страдающие оптической дисграфией дети испытывают трудности с написанием отдельных букв. Это может проявляться в виде написания не в ту сторону «кружочков» у букв «р» и «я» или «хвостиков» у букв «у» и «д» и т.п.

Помимо основных форм, на практике встречаются и смешанные формы дисграфии.

Причины дисграфии у детей

Прежде чем ответить на вопрос, как помочь исправить дисграфию, важно выявить, что вызвало данное нарушение.

Как показывает медицинская практика, данное отклонение может быть следствием патологии беременности, последствием родовых травм и инфекционных болезней, а также результатом истощения нервной системы. Дисграфию также нередко диагностируют у левшей и детей, которых слишком рано пытаются обучить грамоте.

Лечение дисграфии у детей: что нужно знать родителям

  • Эту проблему нельзя оставлять без внимания. Мало того, что ребенок, страдающий от дисграфии, не может нормально овладеть процессом чтения и письма, он постоянно находится в психологическом напряжении из-за недовольства учителей и насмешек сверстников.
  • Дисграфия – это не приговор, своевременная и грамотная коррекция поможет исправить ситуацию. Родители должны как можно раньше выявить проблему. Если начать с ребенком заниматься еще в дошкольном возрасте, то полностью исправить ситуацию удается в 90% случаев.
  • Рекомендации, как лечить дисграфию у детей, должен предоставить опытный логопед. Ребенка также следует показать психоневрологу, который может выявить сопутствующие нарушения. Для того чтобы помочь детям овладеть школьной программой, может понадобиться помощь репетитора.
  • Непреложное условие устранение дисграфии – систематичность. Важно регулярно проводить занятия.
  • Дисграфия является следствием определенных нарушений и заболеваний. В зависимости от первопричины лечащий врач может назначить терапию основного заболевания, в том числе медикаментозную.

Упражнения для детей с дисграфией – коррекция нарушения

Представленные ниже задания для детей с дисграфией помогут в коррекции её различных форм.

Упражнение "Зачеркивание букв". Для данного упражнения потребуется любая книга с достаточно крупным шрифтом, содержание текста которой не будет представлять интерес для ребенка. Для того, чтобы ребенок сосредоточился на задании лучше, чтобы сюжет книги его не отвлекал. Задача для ребенка в данном случае заключается в том, чтобы зачеркнуть на странице определенные буквы. Можно начать с одной буквы, написание которой не вызывает проблем, например, «а» или «о». Через несколько занятий можно усложнить задачу и перейти к зачеркиванию двух букв - тех, которые ребенок чаще всего путает, например, «д» и «т».

Упражнение "Письмо с проговариванием". Суть упражнения заключается в том, что ребенку предлагают написать предложения, проговаривая вслух все, что он в данный момент пишет, подчеркивая звуки, которые в беглой речи произносятся наименее отчетливо. При выполнении данного упражнения следует уделить особое внимание буквам в конце слова или перед буквами, обозначающими глухой звук (например, в словах «лоб», «зуб», «ложка» и т.п.).

Написание коротких диктантов. Во время занятия ребенок пишет карандашом небольшой диктант (объемом до 200 слов), который затем проверяет взрослый. При этом допущенные ошибки не исправляются в тексте, а отмечаются на полях. После проверки тетрадь возвращается ребенку, чтобы он стер «неправильные» буквы и исправил свои ошибки.

Читайте так же...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Невнимательный или рассеянный? Что такое внимание и как им управлять.

Невнимательный или рассеянный? Что такое внимание и как им управлять.

Невнимательный или рассеянный? Что такое внимание и как им управлять.

 Многих родителей беспокоят проблемы со вниманием у ребенка, ведь они могут привести к неуспеваемости в школе и другим трудностям.

Страхи у детей

Страхи у детей

Страхи у детей

Детские страхи — такие нелогичные и странные.

Нарушения сна у детей школьного возраста

Нарушения сна у детей школьного возраста

Нарушения сна у детей школьного возраста

Поступление в школу является серьезным испытанием для детской нервной системы.

Еще статьи