Кто главнее – родители или учитель? Ищем баланс

Часто случается так, что у ребенка возникает конфликт с учителем. Ситуация эта неприятная, но поправимая, главное – спокойно разобраться и выслушать все стороны. А вот как быть, если учитель вступает в заочный спор с родителями ученика?..


Назад к статьям

Целых шесть или семь лет мама и папа были главными, непререкаемыми авторитетами для ребенка. Именно они учили его, как правильно общаться с другими детьми и взрослыми, вводили в его жизнь различные правила и ограничения, объясняли, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Но вот жизнь ребенка совершает крутой поворот: он идет в школу. Разумеется, он уже знает, что теперь у него будет учитель (или учительница), что учитель хороший, добрый и справедливый, что учитель обладает большим количеством знаний и – самое главное – он всегда прав.

Все идет хорошо, ребенок успешно преодолел период адаптации к школе, учиться ему нравится, учителя он обожают, а родители, естественно, счастливы, что все так удачно складывается. Но вот однажды первоклассник возвращается домой и говорит: «А Марья Ивановна сегодня на уроке сказала «ложить». А я ей сказал, что так говорить нельзя, меня еще мама с папой учили. А она на меня накричала и сказала, чтобы не умничал». Пример, конечно, маловероятный, но суть ясна. Учитель мог сделать и что-нибудь другое не так, как привык ребенок, как его учили дома. Скажем, потребовать выдать того, кто разбил цветочный горшок на окне. А родители малышу всегда говорили, что ябедничать некрасиво. Главное, что в итоге назревает война авторитетов. С одной стороны – мама и папа, которым ребенок привык доверять с рождения. С другой – учитель, доверять которому учили малыша сами родители.


Ребенка такая ситуация может очень сильно тяготить, поэтому нельзя затягивать с разрешением конфликта. Но каким образом поступать взрослым в этом случае, чтобы родители и учитель в итоге все-таки сохранили перед первоклассником статус-кво? Особо впечатлительные родители сразу же бегут с жалобами к завучу или директору, пытаются забрать документы из школы и т. д. Можно их понять, они волнуются за будущее своего ребенка. Однако поступки, совершенные «на эмоциях», не всегда бывают самыми разумными.

В первую очередь необходимо выяснить у ребенка все подробности произошедшего. Случился ли конфликт во время урока или на перемене? Первоклассник поправлял учителя при всем классе или тихонько, с глазу на глаз? Как именно высказался малыш, какими словами? Очевидно, что если подобный разговор происходил в присутствии других учеников, то ребенок несколько переусердствовал в своих поисках правды. Ему обязательно нужно разъяснить этот нюанс. Ну и не лишним будет сказать, что учитель – это тоже человек, а любому человеку свойственно иногда ошибаться. Особенно если он устал или плохо себя чувствует. Одним словом, первоклассник должен понять, что ничего катастрофического не произошло.

После этого родителям необходимо будет побеседовать с учителем тет-а-тет. Только тон у такой беседы должен быть спокойным, ни в коем случае не обвиняющим. Можно попросить кого-то из администрации школы присутствовать на этой встрече, выступить в качестве третейского судьи. Родителям стоит помнить, что они вместе с учителями делают одно общее дело. Но учителям в каких-то моментах приходится гораздо тяжелее. Недочеты и упущения иногда случаются у всех, и это еще не повод ставить на учителе крест. Вежливость, доброжелательность и конструктивный подход наверняка помогут найти компромисс, который удовлетворит и взрослых, и ребенка.