Маленькие помощники – большая польза


Назад к статьям

В мире животных зверята копируют поведение родителей, чтобы научиться выживать: находить пищу и прятаться от врагов. Похожие примеры есть и в поведении детей, например игра в «дочки-матери». Но разум ребенка добавляет к инстинктам и другие, более сложные мотивации. Малыш хочет не просто «делать что-то по-взрослому», он хочет помогать взрослым. Причины у такого желания разные и могут меняться со временем. В младшем возрасте (от двух до пяти лет) ребенок стремится помочь маме, чтобы она быстрее освободилась и поиграла с ним. Таким же способом дети могут проявлять свою заботу: маме надо помочь, потому что она устала. Ближе к школьному возрасту работа по хозяйству – это приобретение нового статуса: я большой, я помогаю, на мне лежит ответственность.

К сожалению, иногда родители либо вообще не дают ребенку возможности помогать, избавляют его даже от минимальных обязанностей, либо не соизмеряют сложность задания и возможности малыша. «Жизнь длинная, успеет еще намаяться», – говорят они в первом случае. «Ему ничего нельзя поручить, все перепутает!» – жалуются они во втором.

Однако психологи настаивают: детям можно и нужно разрешать помогать.

Вот лишь несколько причин:

  • Трудолюбие. Звучит банально, но чем раньше ребенок начинает приучаться к труду, тем лучше.
  • Самоорганизация. Малыш должен четко уяснить алгоритм: сначала дела, потом игры.
  • Самооценка. Для ребенка важно доверие взрослых и их похвала.
  • Социальная адаптация – на данном уровне адаптация является «внутрисемейной», но это тоже важно. В смысловой цепочке «папа зарабатывает деньги, мама готовит» у ребенка должно быть свое место, например «я мою посуду».

Кроме того, в таких ситуациях родители имеют прекрасную возможность воздействовать на познавательную функцию малыша: «картошку надо почистить, а яблоко помыть; у яйца скорлупа твердая, а у банана кожура мягкая; помидор красный, а огурец зеленый». В процессе помощи маме или папе ребенок узнает что-то новое о мире, задает вопросы и получает ответы.

Главное помнить, что от маленьких помощников бывает очень большая польза!

С трехлетнего возраста у ребенка могут появиться индивидуальные обязанности: аккуратно складывать одежду, заправлять кровать, убирать игрушки, следить за комнатными растениями или домашними питомцами. Так формируется чувство ответственности, так начинается включение ребенка во взрослую жизнь.

Малыши растут быстро. Чем больше им лет, тем более продолжительными будут становиться просмотры. Но в раннем возрасте, чтобы у ребенка не утомлялись глаза и сохранялся постоянный уровень восприятия, один сеанс может длиться около пятнадцати минут (но не более двух сеансов в день). Если вы заметили негативные последствия слишком долгого нахождения перед телевизором (нарушения сна у детей, плаксивость, повышенная эмоциональность), воспользуйтесь успокаивающим средством для детей «Тенотен детский». Этот препарат поможет ребенку успокоиться и стабилизировать состояние детской нервной системы.

Что нужно помнить, давая поручение малышу, чтобы добиться положительного результата?

  • Физические возможности ребенка. Двухлетний карапуз вряд ли сможет удержать тяжелую и мокрую тарелку. Даже в возрасте трех лет не рекомендуется поручать ребенку работу, связанную с острыми и хрупкими предметами. Малыш должен делать то, что действительно может делать, должен обязательно увидеть результат своего труда. 
  • Степень сложности задания. Здесь же выделяем два фактора: многоступенчатость и однообразность. Поручение малышу должно быть простым и понятным: «возьми эту коробку и отнеси ее на кухню». Более сложные задания в раннем возрасте ребенку просто не под силу. Однообразие выполняемого задания быстро нагонит на малыша скуку, ему захочется отвлечься. Поэтому необходимо включать в процесс элементы игры: «ложки устали, мы их помыли, сейчас ты их вытрешь полотенцем, и они пойдут спать в ящик».