Новые друзья и новые страхи

Новая школа, незнакомые дети, учителя — кто они для ребенка: друзья или враги? Практически все дети испытывают сложности в момент привыкания к школе, но в наших силах помочь им пережить этот период.


Назад к статьям

Многие малыши с радостью собираются в школу — они о ней слышали столько интересного! Ребенка начинают окружать красивые школьные принадлежности: портфельчик, разноцветные тетрадки-ручки-папки. Пока это воспринимается как новые игрушки, но после первого звонка и окончания торжественной линейки ребенка ждет совсем другая жизнь.


С одной стороны, это билетик в его взрослую жизнь: теперь он большой и на него возлагают больше ответственности, чем на малыша из детского сада. С другой стороны, первые 1–2 месяца ребенку будет очень нелегко привыкать к новой жизни, и нам, взрослым, нужно будет проявить и мягкость, и решимость, и понимание. От того, насколько успешно ребенок адаптируется в школе, зависит вся его дальнейшая социальная жизнь: налаживание контактов в институте, на работе, с друзьями, с любимым человеком.

То, что происходит с ребенком первые месяцы, психологи называют адаптацией к школе. Это самый настоящий адаптационный синдром в ответ на стресс у детей: организму предъявлены требования в виде нового режима дня, свода правил, и организм реагирует на это. Узнать, что ваш ребенок переживает стресс, несложно: у него меняется настроение, веселый и улыбчивый малыш вдруг становится хмурым и не спешит рассказывать о школе, плохо ест, плохо спит, теряет интерес к любимым игрушкам, жалуется на усталость и головную боль.

Заметим, что через это проходят многие дети, реакция на стресс универсальна. Разумеется, адаптация ребенка к школе зависит и от индивидуальных особенностей психики маленького человека: одни дети быстро вливаются в коллектив, другие привыкают долго и с трудом. Это тоже нужно брать в расчет, не требуйте от ребенка слишком многого. Психологи рекомендуют во время адаптации «разгрузить» детскую психику и на время отказаться от походов в кино, театр, гости, не играть в шумные игры перед сном, сократить время, которое ребенок проводит перед телевизором и компьютером — не больше часа в день.

Когда вы вместе делаете домашнее задание, устраивайте ребенку переменки каждые 15 минут, так как способность к концентрации внимания снижается.

Во время адаптации для защиты детской нервной системы полезно давать ребенку детское успокаивающее средство. Обратите внимание, чтобы лекарство не вызывало сонливости и заторможенности — ученику нужно сохранять ясную голову в течение всего дня, чтобы успешно справляться с учебной программой. Хорошим выбором для Вашего ребенка будет «Тенотен детский», который поможет ребенку не только успокоиться , оставаясь активным и бодрым, но и улучшит концентрацию внимания и запоминание.

Обычно адаптация заканчивается к 5–6 неделе. Ребенок привыкает к школе и одноклассникам, заводит новые знакомства, находит друзей и начинает чувствовать себя комфортно. Настроение у ребенка налаживается, он чаще улыбается и уже делится с вами историями из школьной жизни. Это верный признак того, что адаптация прошла успешно, и ребенок справился со стрессом. Некоторые дети адаптируются в течение первых двух месяцев, а некоторые — от нескольких месяцев до полугода.

Существует и дезадаптация, когда ребенок с трудом приспосабливается к переменам. Ее показателями являются: плохая успеваемость, плохое поведение и нежелание ходить в школу. Почему такое происходит? Причин много. Все дети разные, с разным темпераментом, способностями, уровнем подготовленности к школе. Если ребенок не умеет налаживать контакт с другими детьми, если он рос и воспитывался в домашних условиях, ему будет сложнее найти друзей — отсутствует модель взаимодействия со сверстниками. Слабый уровень подготовки также мешает успешно адаптироваться: ребенок чувствует себя отстающим, получает плохие оценки, видит, что его усилия бесполезны.

Чем помочь ребенку, если у него затянулся процесс адаптации? Помните, что в этот момент важнее всего ваша любовь и поддержка. От ощущения, что его любят, у ребенка повышается уверенность в себе. Именно сейчас малыш впервые осознает, что кто-то хочет с ним дружить, а кто-то — нет. И это, возможно, будет болезненным открытием. В какой-то момент для ребенка может стать шоком, что учительница, которая его хвалила, проявляет недовольство его знаниями. Это равноценно «меня больше не любят». Объясните ребенку, что учеба — это труд, и за успех придется побороться.

Развивайте познавательный интерес ребенка, чтобы учеба превратилась для него в интересную игру, которая доставляет удовольствие. Именно так зарождается интерес к получению новых знаний.