Готовность ребёнка к школе. Эмоциональная зрелость

Всех родителей, чьи дети в ближайший год или два должны стать школьниками, интересует вопрос, какими знаниями должен обладать малыш, поступая в первый класс. Сегодня о проблеме готовности ребенка к школе говорят все чаще. Это связано с тем, что в системе образования произошли серьезные изменения: были введены новые программы, модернизировалась структура преподавания. К детям, поступающим в первый класс, предъявляются все более строгие требования. Профессиональные психологи подчеркивают, что готовность ребенка к школе — это не отдельные знания и умения, а их система.


Назад к статьям

Составляющие готовности ребенка к школе

Физическая готовность

Показатели физического развития ребенка должны соответствовать возрастным нормам, ведь будущему школьнику потребуется много сил для учебы. В режим дня малыша 6-7 лет нужно обязательно включать оздоровительные процедуры: утреннюю зарядку, пешие прогулки (не только в городе, но и на природе), по возможности – посещение спортивных секций или бассейна. Если у ребенка проблемы со здоровьем, родителям не стоит выбирать для него школу с усиленной программой. Гораздо лучше подойдет так называемая «школа здоровья», где особое внимание уделяется физическому развитию и оздоровлению детей.

Психологическая готовность

Определяется достаточным уровнем знаний об окружающем мире, умением ориентироваться в социально-бытовых условиях, развитием умственных операций, произвольной регуляции поведения и деятельности, сформированностью познавательной активности. Для обучения в школе необходимо владение достаточно обширным словарным запасом, понимание основ грамматического строя родного языка, умение строить связные высказывания в монологической и диалогической речи. Психологическая готовность ребенка к школе может быть повышена, если Вы попробуете развивать его познавательные способности через игровые формы занятий. Они обязательно должны быть увлекательными и интересными для малыша.

Эмоциональная готовность ребенка к школе

Эмоциональная готовность ребенка к школе выражается в навыках самоконтроля. Для обучения в школе необходим механизм произвольности управления вниманием у детей дошкольного возраста, речью, эмоциями. Ведь первокласснику придется постоянно регулировать свое поведение, начиная от усвоения неинтересных вещей и заканчивая ожиданием вопроса от учителя. Натренировать произвольность невозможно. Помочь эмоционально подготовить ребёнка к школе родители могут, напоминая малышу о важности самоконтроля, поощряя проявляемую им усидчивость.

Социально-коммуникативная готовность

Подразумевает умение ребенка взаимодействовать с другими детьми и взрослыми в коллективе: поддерживать лидера или занимать лидирующую позицию самому, сотрудничать с другими членами команды, прислушиваться к мнению старших по возрасту. Обычно у первоклассников, ходивших ранее в детский сад, уровень социальной готовности достаточно высок. Если же Ваш малыш не посещает дошкольные учреждения, проблема недостатка опыта общения может быть решена за счет занятий в спортивных секциях, кружках, группах временного пребывания.

Наличие внутренней мотивации

Школа должна привлекать малыша потому, что там можно будет узнать много нового и интересного, а не потому, что родители приготовили ему подарок к 1 сентября. Хорошим мотивом является стремление ребенка получить новый социальный статус («В школе я буду уже взрослый!»). Некоторые дети относятся к учебе как к способу порадовать родителей. Такой мотивации хватает ненадолго, поэтому важно, чтобы к ней подключился интерес к учебе. В любом случае важно сформировать у первоклассника позитивное отношение к своей новой роли.

готовность ребёнка к школе

Как определить, готов ли Ваш ребенок к школе?

Если Вас беспокоят проблемы готовности ребенка к школе, Вы можете самостоятельно оценить его развитие по следующим параметрам.

Элементарные математические представления

Ребенок, который готовится к школе, должен уметь считать как минимум до 10 в прямом и обратном порядке, знать названия и последовательность дней недели и месяцев. Он должен обладать простейшими счетными навыками: уметь соотносить число и количество предметов, составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание в одно действие, пользоваться знаками «плюс», «минус», «равно». Готовность ребенка к школе выражается еще и в том, что будущий первоклассник должен ориентироваться на тетрадном листе в клетку, уметь делить простые геометрические фигуры (квадрат, круг) на несколько частей.

Речь

Готовность ребенка к школе определяется еще тем, умеет ли он составлять сложные предложения разных типов, рассказывать по картинке или серии сюжетных изображений, сочинять небольшие сказки. Будущий школьник должен находить звуки в слове, знать простейшие правила слогоделения, составлять предложения из 3 слов и более и выделять в них отдельные слова. Первокласснику необходимо различать сказку, рассказ и стихотворение, уметь связно пересказывать содержание коротких художественных текстов.

Представления об окружающем мире

Ребенок, который скоро пойдет в школу, должен знать названия и уметь различать по внешнему виду растения и животных, которые распространены в регионе проживания, а также иметь представление о временах года. Первоклассник должен знать фамилии, имена и отчества своих родителей, точный домашний адрес.

Моторика и координация

Готовность ребенка к школе зависит от такого параметра, как уровень развития мелких мышц пишущей руки. Будущий школьник должен иметь навык рисования карандашом и ручкой, ориентироваться в системах пространственных координат «выше-ниже», «влево-вправо», «вперед-назад»,. У ребенка должна быть развита координация в системе «глаз – рука». Проверить это просто: ребенок должен правильно перенести на лист бумаги простой узор, фигуру или другой образ, воспринимаемый на расстоянии (срисовывание с книги и т.п.).

Психологические функции

У дошкольника должно быть развито умение концентрировать внимание и удерживать его не менее 15 минут на одном предмете или выполняемом задании. Будущий первоклассник должен уметь сравнивать предметы, выделяя их сходства и различия, правильно группировать предметы по общему признаку. У ребенка должен быть сформирован навык опосредованного запоминания (слово-образ).

Тенотен Детский поможет ребенку легче адаптироваться к школе