Основные вопросы психологической готовности ребенка к школе

Поступление в школу является волнительным этапом, как для детей, так и для родителей. В большинстве учебных учреждений педагоги беседуют с дошкольниками, проверяя их знания, умения и навыки, а психологи определяют эмоциональную готовность ребенка к началу обучения. Сделать это лучше за год до поступления, чтобы иметь возможность заблаговременно улучшить не только умственные способности, но также развить память дошкольника, улучшить его внимание и мышление.


Назад к статьям

Ключевые аспекты

Мотивация

Наличие у ребенка мотивации к обучению в школе является важным параметром. Различают внешнюю мотивацию, когда на вопрос, хочет ли ребенок в школу, он отвечает «хочу», подразумевая желание обладать осязаемыми атрибутами учебы в школе – красивым портфелем или ярким пеналом. Наличие внутренней мотивации означает, что ребенок тянется к знаниям, т.е. по-настоящему хочет учиться.

Коммуникация

При поступлении в школу ребенок должен обладать навыками общения как со сверстниками, так и взрослыми людьми. Он должен понимать, когда можно встать во время урока или обратиться к учителю. Необходимо развивать умение договариваться с другими детьми. Важно также, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно в условиях конкуренции со сверстниками и следовал общепринятым правилам поведения.

Речь

Основные навыки общения помогают ребенку легче адаптироваться к школьной обстановке. Ребенок должен уметь формулировать и задавать свои вопросы, внятно отвечать на чужие, вести диалог и пересказывать услышанное или прочитанное.


Чем может помочь психолог

Проведя соответствующую диагностику, психолог определяет сильные и слабые стороны ребенка и может помочь развить основные умения и навыки, необходимые для успешного начала обучения в школе. Специалист оценивает и при необходимости корректирует все виды готовности – мотивационную, коммуникативную и речевую. Занятия с психологом помогают развить мышление и воображение, снизить тревожность, связанную с ожиданием важных для ребенка изменений. Это станет основой для дальнейшего развития. Чем увереннее он себя чувствует, тем проще ему будет учиться и в начальных, и в старших классах.

Что делать, если ребенок все-таки не готов

Большую роль в таком случае будет играть участие учителя. Обладая педагогическим талантом, он способен создавать комфортные условия для вхождения ребенка в коллектив и начала школьной жизни. Задача учителя на данном этапе – помочь первокласснику привыкнуть к незнакомой обстановке и найти общий язык с одноклассниками. Немаловажную роль играет и доверие родителей к педагогу. Отсутствие между ними разногласий существенно облегчит адаптацию ребенка к школе. Правильным будет честно рассказать учителю о существующих у ребенка проблемах, которые помешают его обучению. Педагог сможет помочь ученику преодолеть имеющиеся трудности и постепенно влиться в учебный процесс.