Развитие внимания у дошкольников

Внимание необходимо детям в процессе познания мира, позволяя им сосредоточиться на определенных объектах. Эта и другие особенности психики помогают из потока информации, которую дети непрерывно получают извне, выделить наиболее интересную и значимую для них. Природа внимания состоит в том, что выбранный объект имеет доминирующее значение, в то время как воздействие остальных раздражителей тормозится. Поэтому увлеченные дети часто не замечают того, что происходит вокруг.


Назад к статьям

Виды внимания

Внешнее внимание

Направлено на окружающие ребенка предметы, явления, действия людей. Проявления внешнего внимания и сосредоточенности отмечаются уже в младенчестве. Основными признаками такой направленности психики являются различные поведенческие реакции, например, поворот головы в сторону источника звука, света или запаха, или, наоборот, замирание. Так ребенок выделяет заинтересовавшие его объекты и фиксирует на них свое внимание.

Внутреннее внимание

Обращено к собственным мыслям и переживаниям дошкольника. Ярким примером может служить ситуация, когда, забросив прежнее занятие, ребенок словно замирает и отрешенно смотрит в пустоту. Не стоит путать подобное проявление концентрации внутреннего внимания с рассеянностью. Такая отрешенность свидетельствует только о том, что ребенок погружен в мир собственных мыслей, фантазий и переживаний.

развитие внимания у дошкольников

Принципы развития внимания у дошкольников старшего возраста

Внимание у детей дошкольного возраста играет существенную роль в процессе роста и развития. Чтобы ребенок был внимательным, его необходимо научить этому. По мнению психологов, развитие внимания у дошкольников старшего возраста происходит благодаря приобретению трех основных умений.

Принятие постепенно усложняющихся инструкций

Когда ребенку дают какое-либо задание, в большинстве случаев у него не получается выполнить его с первого раза. Учитывая особенности развития внимания у дошкольников, правильнее разделить это задание на более простые задачи и для каждой из них дать инструкцию. Объясняя, как выполнять тот или иной этап, можно постепенно увеличивать сложность и объем действий. Осмысливая словесную инструкцию, дошкольник старается перевести ее в форму самоприказа. Это делается посредством проговаривания вслух и про себя, после чего ребенок показывает, что и как будет делать.

Удержание инструкции в течение занятия

Одной из особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста является необходимость многократного проговаривания полученной инструкции в ходе работы. Это позволяет постоянно помнить заданный алгоритм действий и иметь возможность контролировать их выполнение. На отдельных этапах необходимо проводить дополнительный инструктаж. Повторение закрепляется фактически выполняемым действием. Хорошо, если ребенок помогает своим товарищам, – это свидетельствует о четком понимании поставленной задачи.

Формирование навыков самоконтроля

Выполняя задание, дошкольник периодически проверяет сам себя, рассказывая себе или другим детям, что и как нужно делать. Например, когда ребенок рисует узор, он сравнивает его с чужими рисунками, находит и исправляет ошибки. Особенности детской психологии таковы, что дополнительным стимулом может стать элемент соревнования, когда дети, работающие самостоятельно и практически безошибочно, поощряются тем или иным образом. Самоконтроль также используется как один из критериев оценки работы дошкольника.

Игры и упражнения на развитие внимания

Работа по развитию переключения и устойчивости внимания должна осуществляться в следующих направлениях: использование специальных упражнений на тренировку объема, распределения и концентрации внимания; выполнение упражнений, являющихся основой формирования внимательности как свойства личности. Ниже приведены несколько несложных игр на развитие внимания у дошкольников младшего и старшего возраста.

«Пуговица»

Эта игра может использоваться не только для развития внимания дошкольников, относящихся к старшей возрастной группе, но также для тренировки памяти у детей, мышления и пространственного восприятия. Перед двумя игроками лежат два одинаковых набора похожих предметов – например, пуговиц (ни одна не повторяется), и два квадратных игровых поля, разделенных на клетки. Тот, кто начинает игру, должен выставить на своем поле 3 любые пуговицы, а другой игрок – запомнить их расположение. После этого игровое поле первого участника закрывается листом бумаги, и второй должен выставить пуговицы на своем поле аналогичным образом. В зависимости от возраста дошкольников игру можно усложнить, расширив поля посредством увеличения количества клеток и пуговиц.

«Лишняя буква»

Такая игра подходит для развития устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста, которые уже знают все буквы алфавита. Ребенку предлагается небольшой текст. Это может быть газетная или журнальная статья. Дошкольник должен просматривать каждую строку и зачеркивать одну и ту же букву, например, «А». Взрослый фиксирует время выполнения задания и количество ошибок. Навыки распределения и переключения внимания можно тренировать, немного видоизменив задание, например, попросив ребенка зачеркивать букву «А», а букву «Б» – подчеркивать. Другой вариант: зачеркивать букву «А», если перед ней стоит буква «О», и подчеркивать букву «Б», если перед ней стоит буква «Е». Игру можно проводить ежедневно, отмечая результаты в специальном графике. Это дает возможность проанализировать успехи дошкольника.

«Где чей домик?»

Игра для развития устойчивости детского внимания. На рисунке изображено 5-7 разных животных, соединенных запутанными линиями с таким же количеством домиков. Предложите ребенку определить, кто в какой домик спешит. Для этого ему нужно будет следовать по линии взглядом. Если такое задание пока еще сложно для ребенка в силу возраста, он может воспользоваться карандашом. По мере того, как происходит развитие внимания у дошкольника, карандаш нужно будет отложить в сторону.

«Менялки»

Игра учит взаимодействию с окружающими, используя как вербальные, так и невербальные средства общения, в частности, установление зрительного контакта. Держа в руках по одной игрушке, дети встают в круг. Ребенок, который был выбран водящим, поворачивается к игрокам спиной, и пока он считает до 10, некоторые участники молча меняются игрушками (только 1 раз). Водящий входит внутрь круга и старается угадать, кто с кем поменялся. О количестве попыток, которые даются водящему, можно договориться заранее.

С препаратом Тенотен Детский Ваш ребенок быстрее научиться концентрировать и удерживать внимание

Читайте так же...

Краткие сведения о задержке психоречевого развития у ребёнка

Краткие сведения о задержке психоречевого развития у ребёнка

Краткие сведения о задержке психоречевого развития у ребёнка

Задержка психического развития и речи – это вариант нарушения познавательной деятельности у детей, что проявляется в снижении показателей внимания, памяти и восприятия. В отличие от аномальных форм психического развития ребенка (таких как олиг

Рекомендации для родителей при задержке развития

Рекомендации для родителей при задержке развития

Рекомендации для родителей при задержке развития

Вызывайте у ребенка потребность эмоционального общения с другими людьми, проявляйте радость от общения с ним.

Признаки значительной задержки речевого развития

Признаки значительной задержки речевого развития

Признаки значительной задержки речевого развития

В каком возврасте и как проявляются признаки значительной задержки речеровго развития.

Гимнастика для снятия эмоционального напряжения

Гимнастика для снятия эмоционального напряжения

Гимнастика для снятия эмоционального напряжения

 Эту гимнастику можно проводить как вдвоем с ребенком, так и в группе из нескольких детей.

Еще статьи