Самооценка ребенка-школьника – нужно ли на нее влиять?


Назад к статьям

Что же вообще такое самооценка?

Это представление человека о себе, о своих возможностях, умениях, талантах, достоинствах и недостатках. Представление это может быть точным и верным, а может быть и ошибочным. Так появляется завышенная или заниженная самооценка. На самооценку ребенка дошкольного возраста могут влиять только его родители. Поэтому именно от них зависит, что будет думать о себе маленький человек, отправляясь в первый класс.

Но ошибочно полагать, что на этом работа по формированию у ребенка представления о себе завершена. Да, дошкольнику для понимания своих способностей, своих умений вполне достаточно родительского «молодец» или «попробуй еще разок». Но у первоклассника быстро появляются новые системы оценок. Это «пятерки» и «двойки», которые он получает от учителя. Это одобрение и неодобрение друзей-одноклассников. Представим такую картину: ребенок, который дома всегда был любимым, самым умным и самым лучшим, вдруг слышит резкую критику от учителя, поскольку не может быстро решить пример у доски; одноклассники же начинают высмеивать его лопоухость или родинку на лице. Уровень самооценки малыша может начать стремительно падать вниз.

В подобной ситуации родителям просто необходимо аккуратно и тактично помочь ребенку. Это не должно выглядеть как «спасение утопающего», в таком случае малыш и дальше будет думать, что сам по себе он ни на что не способен. Если у него не складываются отношения с одноклассниками, можно предложить ему обсудить это подробнее, рассказать о каких-то случаях из собственного детства, дать несколько советов. Если проблемы связаны непосредственно с обучением, можно дополнительно разобрать непонятную тему, потренироваться в решении задач. Основной для ребенка должна быть мысль: «ты все можешь, надо просто приложить чуть больше усердия». Тогда у малыша сохранится мотивация к дальнейшему развитию.

Каждый ребенок по-своему уникален и интересен. Важно помочь ему раскрыться, почувствовать уверенность в себе.

Если у ребенка есть какое-то «слабое место», о котором он знает, надо помочь ему найти свои сильные стороны. Важную роль в этом деле могут сыграть всевозможные кружки и секции. Взрослые должны быть готовы к тому, что ребенку может захотеться попробовать все и сразу. Если малыш заявляет, что хочет быть великим музыкантом или спортсменом, не надо пытаться объяснить ему, что это очень тяжелый, многолетний труд. Со временем ребенок сам определится, что ему по-настоящему нравится, а что только показалось интересным. И тогда у него точно появится хороший повод гордиться собой и уважать себя.

Также родителям стоит активно интересоваться школьной жизнью ребенка. И речь идет не только об оценках и домашних заданиях. Нужно приветствовать и поощрять любую социальную инициативу малыша: хочет ли он принять участие в школьном спектакле, горит ли желанием фотографировать для школьного журнала или стенгазеты. Зачастую бывает так, что дети, не блещущие оценками, отлично проявляют себя в других общественных начинаниях. И именно за это их начинают ценить и любить учителя и одноклассники.