Школьные конфликты: виды и пути решения

Ежедневно в школе встречаются сотни людей – взрослых и детей. И порой на фоне совместной работы возникают конфликтные ситуации. Их участниками могут быть сами школьники, педагоги, родители или администрация школы. Даже малозаметный конфликт влияет на обстановку в школе и требует грамотного урегулирования. Каждая конкретная ситуация решается в индивидуальном порядке, со своей стратегией. За основу решения конфликта берутся, в первую очередь, основания, на которых он построен.


Назад к статьям

Общая формула поведения

Каждая конфликтная ситуация в школе – это следствие разности восприятий. Поэтому общая формула поведения для решения конфликта основана не только на выявлении причин возникновения разногласий, но и на умении правильно реагировать на сложившиеся обстоятельства. Возникшую ситуацию необходимо проанализировать, затем постараться мягко снять возникшее между сторонами психологическое напряжение и только после этого можно начинать искать пути и методы решения конфликта.

Ценностные конфликты

Распространенные формы. Самыми распространенными формами таких конфликтов являются споры между образовательными и воспитательными ценностями родителей и педагогов, а также расхождения во взглядах администрации школы и отдельных учителей. Например, родители придерживаются жесткой модели воспитания, желая таким образом добиться от ребенка послушания, а учитель старается развивать способность к свободному самовыражению. Другим вариантом ценностного конфликта могут быть разногласия между мировоззрениями детей, особенно в подростковом возрасте.

Пути решения. Решить ценностный конфликт какими-либо психотерапевтическими методами не получится. В этом случае нужно постараться наладить диалог между сторонами. Если это не удается, то единственным выходом из ситуации будет организация учебного процесса таким образом, чтобы люди контактировали преимущественно с теми, кто близок им по ценностным ориентациям. Это позволит избежать возникновения разногласий в заведомо спорных областях.


Решить ценностный конфликт какими-либо психотерапевтическими методами не получится. В этом случае нужно постараться наладить диалог между сторонами.

Личностно-психологические конфликты

Распространенные формы. Такие конфликты могут возникать между сверстниками (внутривозрастные или межвозрастные), между учениками и педагогами, между педагогами и родителями. Самыми распространенными, как среди учителей, так и среди школьников, являются конфликты по принципу «не сошлись характерами». В большинстве случаев они связаны со стремлением к самоутверждению и борьбой за лидерство, часто проявляются в виде агрессии.

Пути решения. Для решения таких конфликтов требуется психологическая корректировка. В подобных случаях эффективными будут специальные тренинги, групповые и/или индивидуальные курсы терапии.

Ресурсно-средовые конфликты

Распространенные формы. Сама организация образовательного процесса является потенциально конфликтной и обычно связана с дефицитом необходимых для этого ресурсов. Спорные ситуации могут возникать между родителями и педагогом, между педагогом и учениками, между педагогом и администрацией. Наиболее часты такие конфликты в общеобразовательных школах, так как в них обычно остро, в отличие от частных учебных учреждений, ощущается нехватка необходимых материалов.

Пути решения. В большинстве случаев для разрешения ресурсно-средового конфликта достаточно изменения подхода к организации среды образования. Она должна быть более грамотной и обдуманной.