Советы родителям при заикании


Назад к статьям

При заикании

Рекомендуется:

  • Необходим четкий режим дня, обеспечивающий определенный режим жизни.
  • Сон ребенка должен быть долгим и спокойным (10-11 часов ночью и 2 часа днем у дошкольников и у школьников 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем). Перед сном должен быть исключен просмотр телевизора.
  • Нельзя травмировать ребенка постоянными одергиваниями и замечаниями.
  • Ссоры в семье в присутствии ребенка должны быть исключены, особенно опасно шумное и пьяное поведение взрослых.
  • Необходимо, чтобы ребенок всегда слушал правильную речь. Никогда нельзя в разговоре с детьми неправильно произносить слова, подражая детскому языку.
  • С заикающимся ребенком нужно говорить медленно, ласково и спокойно (ребенок быстро начинает подражать такому темпу речи и усваивает её), при выраженном заикании следует говорить с ребенком нараспев.
  • Нельзя заставлять ребенка по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.
  • Нельзя передразнивать ребенка.
  • Не показывать ребенку свои опасения по поводу его речи.
  • Ослабить нервное напряжение ребенка, исключить переутомление, шумные компании.
  • Нельзя постоянно вовлекать ребенка в беседы и разговоры.
  • Рекомендуется закаливание (воздушные ванны, игры на свежем воздухе, водные процедуры: обтирание, душ, купание).
  • Желательно провести беседу с педагогом: учителя не должны обращать внимание на дефект ребенка, по возможности, ребенка не следует вызывать к доске, нельзя торопить ребенка во время ответов, а нужно чаще хвалить, доставляя ему положительные эмоции.
  • Нельзя, чтобы ровесники передразнивали ребенка.
  • Рекомендуются игры и гимнастика для снятия эмоционального напряжения.

Ежедневные упражнения:

  • ребенок делает глубокий выдох, одновременно поднимая правую руку до вертикали и сжимая её в кулак;
  • на вдохе сначала подумать, потом говорить;
  • сделать глубокий выдох, одновременно опуская поднятую руку по дуге окружности;
  • на выдохе, при достижении рукой почти вертикали, говорить фразу медленно, плавно, спокойно и ритмично: «Я говорю медленно, плавно, спокойно и ритмично»;
  • говорить с акцентом на глагол;
  • с третьего дня от начала выполнения упражнений ребенка обучают дыхательным упражнениям: выдох, затем на протяжении 8 секунд – вдох, затем 8 секунд задержки дыхания и выдыхают также в течение 8 секунд. Эти дыхательные упражнения приводят к постоянной фиксации диафрагмы, все правила за время лечения необходимо отработать до автоматизма, ежедневная процедура составляет 10 минут, в большинстве случаев положительный эффект достигается к концу первой недели.