«Уберешь игрушки – получишь конфету!». Способы мотивации ребенка


Назад к статьям

У многих родителей опускаются руки, когда они видят, как маленькие шалуны и безобразники разбрасывают свои игрушки и не желают их убирать, отказываются делать школьные домашние задания или выполнять работу по дому. Однако отступать в таких ситуациях нельзя, потому что можно потерять родительский авторитет. Зачастую в ход идут следующие приемы: «Если выполнишь мою просьбу, я дам тебе конфету», «Если не будешь делать то, что я велю, не получишь подарок на день рождения». Но что это за приемы по сути? Правильно! Подкуп и шантаж. К чему это может привести? В первом случае ребенок привыкнет все делать только за некое вознаграждение, в связи с чем возможны проблемы с последующей социальной адаптацией. Во втором – малыша ждет неизбежный детский страх, что он не справится с заданием и останется без награды. Постоянное напряжение подорвет у ребенка веру в себя, сделает его замкнутым. Чтобы успокоить ребенка и защитить его детскую нервную систему от ненужных стрессов, можно воспользоваться специальным успокаивающим препаратом Тенотен детский.

Конечно, иногда бывают ситуации, когда родителям приходится быть твердыми и даже строгими. Но такие моменты должны быть исключениями, а не правилом.

Также не рекомендуется, пытаясь мотивировать ребенка, использовать категоричные приказы: «Немедленно сделай, как я сказала». Во-первых, они содержат тот же элемент угрозы, что и в примере с подарком на день рождения, только невысказанной. Во-вторых, ребенок может подчиниться, но у него не появится стремления поступать так всегда. И, конечно, необходимо воздерживаться от слишком бурного проявления негативных эмоций. Понятно, что это сложно, когда ребенок игнорирует вашу просьбу в четвертый, пятый раз. Но все же нужно сдержаться и подумать: «Я знаю, что я хотела сказать. А что он услышал на самом деле?». И вот тут таится один из первых ключиков к мотивации малыша.

  • Ваша просьба должна быть понятной ребенку, предельно конкретной, содержать четкий алгоритм действий и временные рамки исполнения: «Через пятнадцать минут я загляну в комнату и очень прошу тебя, чтобы к этому моменту все игрушки были разложены по своим местам».

    Некоторые задачи кажутся ребенку откровенно скучными, ему тяжело выполнять их на протяжении долгого времени. Это может касаться домашних забот – уборки, мытья посуды. Однако в ваших силах разнообразить рутинные процессы.

  • Добавляйте элемент игры, сказки. Фантазируйте. Когда ребенок не занимается делами, а «играет в них», он полностью включается в действие и у него остаются позитивные впечатления: «У Феи чистоты всегда болит голова, когда где-то грязно. Давай поможем ей и подметем пол» (можно после уборки «позвонить» Фее и уточнить, что голова у нее прошла).

    Дети, в том числе младшие школьники, еще не очень хорошо умеют расставлять приоритеты. Это связано с отсутствием реального опыта, с невозможностью правильно оценить собственные силы, возможности. Но любую попытку прямого давления они могут воспринимать «в штыки». Используйте прием компенсации.

  • Действуйте по принципу: сначала – полезное (необходимое), потом – приятное. В данном случае речь идет не о «подкупе, а о поощрении. Обратите внимание ребенка, насколько веселее заниматься приятными делами, когда необходимые уже сделаны.