Задержка развития и речи

Задержка психического развития (ЗПР) – это одно из нарушений познавательной деятельности, которое характеризуется снижением памяти у детей, внимания и восприятия по сравнению с нормальными показателями для определенной возрастной группы. В отличие от серьезных аномалий психического развития (например, умственной отсталости, олигофрении и др.) ЗПР у детей не связано со стойкими патологиями нервной системы, а вызвано только низкими темпами ее созревания. Задержка психического развития и речи компенсируется по мере взросления малыша.


Назад к статьям

Особенности внимания у детей с ЗПР

Недостаточная концентрация внимания

Различные формы задержки развития часто сопровождаются проблемами с произвольным вниманием у детей. Обычно родители замечают, что ребенку трудно концентрироваться на одном предмете во время игр и выполнении домашних заданий.

Ограниченный объем внимания

Задержка психологического и речевого развития у детей проявляется в том, что ребенок не может усвоить достаточное количество информации. Из-за ограниченного объема внимания восприятие вещей или понятий становится фрагментарным, и ребенок может испытывать затруднения во время учебных занятий и игр.

Легкая отвлекаемость

Малыши, страдающие различными формами ЗПР, легко реагируют на внешние раздражители. Внимание быстро рассеивается, поэтому им трудно сосредоточиться на одном предмете. Они часто отвлекаются на уроке, могут легко забыть о начатой игре.


Особенности памяти у детей с ЗПР

У ребенка с задержкой развития центральной нервной системы ограничен объем оперативной и долговременной памяти, поэтому снижена прочность усвоения любой информации. Он запоминает ее неточно, быстро забывает только что пройденный материал. При этом значительно лучше запоминается наглядный материал (рисунки, схемы и т.п.), чем вербальный, т.е. речевой. Психологами и педиатрами было установлено, что обучение различным техникам запоминания позволяет значительно улучшить мнемонические способности детей с ЗПР.

Особенности мышления у детей с ЗПР

Мышление ребенка с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет находится на уровне его житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает выделение существенных признаков предметов, объединение различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д. Все эти навыки у детей с задержкой развития сформированы значительно хуже, чем у сверстников.

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР

Сложности с объяснением своих эмоций

Малыши, страдающие ЗПР, не в состоянии вовремя дать понятный сигнал о дискомфорте, усталости или нежелании выполнять домашнее поручение или учебное задание. Это может быть связано с тем, что у ребенка не сформировался навык распознавания своих ощущений. Сложности с объяснением эмоций могут быть последствиями негативного опыта общения со взрослыми или нехваткой словарного запаса и неумением ясно выражать свои мысли.

Незрелость эмоционально-волевой сферы

ЗПР у ребенка часто характеризуется тем, что он не может себя заставить выполнить задание, для него сделать волевое усилие — очень сложная задача. Проблемы эмоционально-волевой сферы негативно сказываются на формировании коммуникативных навыков. Если у ребенка не развиты «социальные» эмоции, ему будет сложно построить близкие отношения с другими малышами и взрослыми, усвоить морально-этические нормы поведения.

Особенности речи у детей с задержкой психического развития

Задержка развития речи у детей проявляется в недостатках звукопроизношения и ограниченности словарного запаса. Малыши редко употребляют в разговоре прилагательные, наречия, глаголы. Ребенку сложно выразить свою мысль в развернутом речевом сообщении, несмотря на то что ему понятно смысловое содержание рассказа или картинки, и на наводящие вопросы педагога он отвечает правильно. Связная речь с трудом дается ребенку с задержкой развития. Ему сложно сделать пересказ по тексту, описать картину или наглядную ситуацию.

Профилактика задержки психического развития

Создание благоприятных условий при беременности

В первую очередь будущие родители должны создать максимально благоприятные условия для протекания беременности и родов, чтобы избежать факторов риска задержки психического развития у малыша. К ним относятся поздний возраст или избыточный вес матери, инфекционные и хронические заболевания, а также физические и эмоциональные нагрузки во время беременности.

Своевременное посещение невропатолога

Внимание к здоровью ребенка – это лучшая профилактика задержки развития. На втором месяце жизни даже полностью здорового малыша необходимо показать невропатологу. Специалист проверит зрение и слух, наличие различных рефлексов, которые должны быть сформированы в младенчестве, отметит особенности реакции на близких и незнакомых взрослых и объективно оценит развитие ребенка.

Внимание к развитию малыша

Зная показатели нормы для того или иного возраста, Вы самостоятельно сможете оценить психомоторное развитие ребенка. Обратиться к врачу необходимо, если малыш в возрасте 1 года мало лепечет, к 1,5 годам не понимает простых слов, к 2 годам не пытается повторять слова, в 3 года – не говорит совсем или не может строить простые предложения из 3 и более слов.

Поддержание телесно-эмоционального контакта с ребенком

В первые месяцы жизни малыш обладает очень развитой чувствительностью к прикосновениям. Тактильный контакт с людьми и предметами позволяет ему ориентироваться в окружающем мире и чувствовать себя в нем уверенно. Поэтому малышу очень важны проявления внимания со стороны взрослых: его нужно как можно чаще брать на руки, гладить по всему телу. Прикосновение родительских рук позволит ребенку сформировать адекватное представление о пространстве вокруг себя.

Тенотен Детский поможет гармоничному развитию нервной системы у детей с ЗПР.

Читайте так же...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Невнимательный или рассеянный? Что такое внимание и как им управлять.

Невнимательный или рассеянный? Что такое внимание и как им управлять.

Невнимательный или рассеянный? Что такое внимание и как им управлять.

 Многих родителей беспокоят проблемы со вниманием у ребенка, ведь они могут привести к неуспеваемости в школе и другим трудностям.

Страхи у детей

Страхи у детей

Страхи у детей

Детские страхи — такие нелогичные и странные.

Нарушения сна у детей школьного возраста

Нарушения сна у детей школьного возраста

Нарушения сна у детей школьного возраста

Поступление в школу является серьезным испытанием для детской нервной системы.

Еще статьи