Детский аутизм


Назад к статьям

Причины развития аутизма

Аутизм является сложным нарушением эмоционально-личностной сферы ребенка, механизм развития которого еще не полностью изучен. По разным гипотезам, это расстройство может быть вызвано психической травмой, недостаточным развитием центральной нервной системы, врожденным или перенесенным заболеванием (туберозный склероз, нейроинфекции и т. д.). Согласно современным медицинским исследованиям, аутизм могут провоцировать все названные причины как отдельно, так и в комплексе.

Симптомы детского аутизма
Признаки аутизма можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет

Симптомы детского аутизма

Сложности при эмоциональном контакте. Ребенок, страдающий аутизмом, с трудом выражает собственные эмоции и не понимает эмоциональные состояния окружающих людей. Такие дети не поддерживают зрительный контакт, испытывают трудности при взаимодействии с помощью интонации, жестов и мимики. Аутизм наиболее остро проявляется при попытке общения с посторонними людьми, но часто его признаки могут заметить и близкие.

Стереотипичность поведения. Дети с аутизмом часто бывают увлечены однообразными действиями – прыжками, взмахами руками, раскачиванием и т. п. Объектом манипуляций может быть один предмет, который ребенок постоянно крутит в руках, трясет, переворачивает. Во время рисования, игр и разговоров у детей, страдающих аутизмом, часто доминирует одна и та же тема. Ребенок противится любым нововведениям и изменениям привычного ритма жизни.

Нарушение речевого развития. У аутичного ребенка может быть богатый словарный запас, но при этом малышу сложно грамотно и четко формулировать мысли. Дети могут разговаривать штампами или полностью избегать вербального общения. Им свойственно игнорировать вопросы, использовать по отношению к себе местоимения «он», «она», «ты». При этом в одиночестве ребенок может говорить грамотно, комментировать свои действия, без запинки повторять выученные стихи.

Особенности обучения детей с аутизмом

Обучение обобщению. Дети с аутизмом с трудом обобщают различные факты и понимают причинно-следственные связи между явлениями. При выполнении любого действия ребенку нужно объяснять, что именно нужно сделать, чтобы получить желаемый результат. При этом родителям необходимо научиться предугадывать желания детей. Например, если малыш ищет любимую игрушку, следует сразу сказать ему, где она лежит и как он может достать ее, если захочет поиграть.

Обучение концентрации внимания. Для детей с аутизмом характерно неумение сосредотачивать внимание. В этом случае, чтобы ребенку было легче концентрироваться, можно использовать различные символы-подсказки – вербальные или визуальные. С их помощью малыш не запутается при выполнении сложного действия и будет быстрее ориентироваться в новой для него ситуации. Например, рассказывая о взлете и посадке самолета можно использовать карточки с надписями «вверх» и «вниз», которые помогут связать новую информацию с уже знакомой. Использование визуальных подсказок особенно эффективно, поскольку многие дети, страдающие аутизмом, мыслят не логически, а образно.