Развитие самостоятельности у детей

Опубликовано: 08.05.2024
Время чтения: 5 мин
В этой статье:

Приобретение самостоятельности – важный шаг в развитии малышей. Это качество начинает формироваться еще в возрасте 1,5–2 лет. Однако, взрослые, даже действуя из лучших побуждений, могут подавлять в детях инициативность и ответственность  еще на начальном этапе формирования навыка. 

Поговорим о том, как правильно развивать самостоятельность у детей и почему этот навык так важен.

Почему ребенок несамостоятельный

Чаще всего основная причина отсутствия самостоятельности у ребенка – неправильное поведение родителей. Вот основные причины детской несамостоятельности:

  • Чрезмерный контроль: у ребенка нет возможности проявить инициативу, потому что родители постоянно диктуют, что ему делать. Взрослые часто стараются оптимизировать и ускорить бытовые процессы, не дожидаясь, пока ребенок сам сообразит, что и как нужно сделать. Однако, такой подход приучает малыша исполнять команды, мешая развитию самостоятельности, в том числе – в принятии решений. Если ребенок часто слышит «Отойди», «Не трогай», «Ты еще мал, не сможешь» – он теряет мотивацию к самостоятельным действиям. Даже если родители произносят их из лучших побуждений, в подсознании малыша формируется убеждение, что он не способен справляться со взрослыми задачами.
  • Высокие ожидания: нередко взрослые ждут от детей крупных успехов, не замечая небольших промежуточных достижений. Когда нет похвалы, ребенок теряет стимул к действию и не ценит свои маленькие победы. Отсутствие поддержки в мелочах мешает развитию во всех сферах жизни, особенно в периоды адаптации к новым условиям. 
  • Гиперопека: боясь за здоровье ребенка, родители могут окружать его чрезмерной заботой, особенно в раннем возрасте. Они готовы сделать за малыша все, не давая ему учиться самообслуживанию и другим важным навыкам. В результате ребенок привыкает не напрягаться и растет несамостоятельным в быту и учебе. Вырастая, он будет испытывать сложности с самостоятельным принятием решений, отказываться проявлять инициативу и нести ответственность. 
  • Страх ошибки: иногда окружающие или родители намеренно или случайно могут сформировать у малыша мысль, что ошибка – это страшно. Такое убеждение негативно влияет на развитие самостоятельности, инициативности, рождает страх принятия решений. 
  • Поведение взрослых: личный пример всегда работает лучше слов, и если родители сами демонстрируют лень и безынициативность, ребенку не у кого научиться навыку самостоятельности.

Родителям, склонным к чрезмерной опеке, следует ограничить свое присутствие в рутинных ситуациях, требующих от ребенка четких действий и решений. Не стоит активно вмешиваться, если малыш разлил воду или не может завязать шнурки. Сначала стоит понять, действительно ли нужна ваша помощь, и в каком объеме – и дать ребенку возможность исправить ситуацию самостоятельно.

В чем польза самостоятельности

Самостоятельный ребенок больше уверен в своих силах и готов действовать, несмотря на возможные трудности. Этот навык формируется только через преодоление. Например, в первый раз мало кто из детей способен быстро надеть перчатки. Сначала это непросто, но постепенно ребенок справляется все лучше и лучше. Именно такой алгоритм формирует волевые качества, лежащие в основе ключевых особенностей характера.

Самостоятельность помогает развивать следующие черты личности:

  • инициативность – навык действовать по собственному стремлению, а не по чужой просьбе;
  • ответственность – способность исполнять обещания, понимать последствия своих действий;
  • автономия – развивает и постоянно укрепляет веру в свои силы; 
  • адекватная самооценка – помогает объективно оценивать возможности;
  • способность ставить цели; 
  • умение добиваться успеха.

Помимо самостоятельности как общего качества личности, в психологии существует отдельное понятие познавательной самостоятельности. Развитие этого навыка начинается еще в раннем детстве и может длиться всю жизнь. Термин означает в первую очередь стремление к самообразованию. В условиях стремительного технологического прогресса этот навык чрезвычайно важен для каждого сегодняшнего ребенка – без постоянного обучения ему будет сложно во взрослой жизни добиться профессиональных, карьерных и социальных успехов. 

Этапы развития самостоятельности у ребенка

Поговорим о формировании самостоятельности у детей в разные возрастные периоды.

Ребенок в 1,5–2 года

Первые проявления появляются в 1,5-2 года, когда у малыша начинается период «Я сам». Ребенок начинает осваивать навыки самообслуживания: учится есть, пить, одеваться и так далее. Он любопытен и с охотой познает окружающий мир. Важно поддерживать познавательную активность и предоставить малышу свободу в рамках разумного1. Следует поощрять попытки ребенка играть самостоятельно, прививать привычку самому раскладывать игрушки по местам.

Ребенок в 3–5 лет

В возрасте 3–5 лет наступает непростой период, когда ребенок начинает ощущать себя отдельной от взрослых личностью. Он «прощупывает» границы дозволенного: спорит, отстаивает свое мнение и желания. Ребенок уже многое делает самостоятельно: одевается, обувается, чистит зубы, складывает игрушки на место, и стремится расширить спектр своих навыков. В это время важно не подавить первые проявления самостоятельности. Поэтому следует обязательно допускать его к простой работе по дому, принимать помощь в бытовых ситуациях. 

Например, в возрасте 3–5 лет ребенок вполне способен делать следующее:

  • собирать разбросанные игрушки;
  • заправлять свою постель;
  • складывать одежду;
  • участвовать в уборке – вытирать пыль, запускать робот-пылесос, раскладывать вещи по местам;
  • выполнять несложные поручения на кухне – например, добавить сахар, перемешать салат, разгрузить посудомойку, накрыть стол;
  • накладывать себе еду, наливать напитки;
  • заботиться о питомце – насыпать ему корм или менять воду.

Чтобы не погасить стремление к самостоятельности, предложите малышу выбрать несколько домашних дел, за которые он будет отвечать.

Ребенок в 6–11 лет

В возрасте 6–8 лет ребенок поступает в школу, и в зону его ответственности попадает новая обязанность – учеба. Самостоятельность школьника в освоении учебного процесса формируется постепенно. В начале он под контролем родителей учится собирать портфель и выполнять домашние задания, готовить форму для занятий физкультурой. 

Перед взрослыми встает вопрос с уроками – нужно ли помогать ребенку, или пусть он все делает сам? Конечно, младшим школьникам поначалу необходим частичный контроль взрослых, поэтому проверять домашнее задание нужно. В дальнейшем помогать с уроками следует только тогда, когда ребенок сам об этом попросит.

Если школьник уже привык делать уроки вместе со взрослыми, как приучить ребенка к самостоятельности в учебе? Делать это нужно постепенно и с позитивным подкреплением. Часто дети не верят, что в состоянии сами справиться с задачей, поэтому им важна похвала и поддержка родителей. С 10–11 лет навыки самостоятельности в отношении школы еще больше расширяются – например, становится возможен самостоятельный уход ребенка из школы, если она расположена недалеко от дома.

Самостоятельность подростка в 12+ лет

К подростковому возрасту ребенок уже должен быть достаточно самостоятельным. Необходимо предоставлять ему достаточно свободы действий и возможностей принимать решения. Подросток начинает стремиться к социальному и личностному самоопределению, и ключевую роль для детей в этом возрасте играют возрастающая автономность и поддерживающая ее стабильно позитивная самооценка.

Развивая самостоятельность, подросток2:

  • приобретает новые знания и умения на высоком уровне;
  • учится ставить цели и задачи, составлять план действий и добиваться их достижения;
  • формирует личностные качества: ответственность, активность, целеустремленность, уверенность в себе и другие.

Как развить самостоятельность у ребенка

Вот несколько советов, которые помогут родителям в воспитании самостоятельности у детей.

  • Позвольте ребенку ошибаться и не ругайте его за это: только делая выбор, в том числе и неправильный, ребенок приобретает личный опыт. Из ошибки он извлечет практический урок и в следующий раз справится с задачей лучше.
  • Помогайте, но не навязчиво: если видите, что ребенок не справляется сам, объясните, как сделать правильно, как исправить ошибки. Не доделывайте дела за ребенка.
  • Привлекайте к работе по дому с детства: определите зону ответственности каждого члена семьи. С возрастом добавляйте обязанности. 
  • Вовлекайте ребенка в обсуждение домашних дел: это полезно для его самооценки – так он чувствует свою важность. Можно посоветоваться о планах на выходные, узнать, что приготовить на ужин или какой подарок подарить родным на день рождения.

Чтобы подготовить детей к самостоятельной жизни, не мешайте им проявлять инициативу. Будьте рядом, мягко направляйте, устанавливайте границы безопасности и помогайте, если ребенок об этом просит. Давайте все больше свободы с возрастом – это важное условие для развития личности растущего человека.

Как помочь ребенку стать самостоятельным

В процессе развития самостоятельности ошибки неизбежны. В эти моменты задача родителей – помочь ребенку справиться с переживаниями и стрессовыми ситуациями, которые могут возникать из-за неудач. На фоне стрессов у малышей и подростков повышается раздражительность, снижается обучаемость, страдают память и внимание, появляются головные боли, нарушается сон.

Чтобы нормализовать эмоциональный фон, улучшить переносимость психоэмоциональных нагрузок и развить учебные навыки специалисты рекомендуют противотревожные препараты, например, Тенотен детский. Активное вещество таблеток для рассасывания нормализует процессы возбуждения и торможения в головном мозге. Противотревожное действие лекарства не сопровождается сонливостью и заторможенностью ребенка. 

О схеме приема средства и продолжительности курса лечения можно узнать из инструкции по применению.

Список литературы:

  1. Романова Т.Н., Григоренко Е.Н. Развитие детской самостоятельности и инициативы. Интерактивная наука. №3 (79). 2023.
  2. Ахметов С. И. Понятие и сущность развития у подростков самостоятельности в условиях применения цифровых образовательных ресурсов. Научный результат. Педагогика и психология образования. №2. 2022.